Появление коньяка неразрывно связано с развитием технологий дистилляции, которые пришли во Францию в XV столетии. Изначально голландские торговцы искали способ сберечь деликатные вина из Шарантского региона при длительных морских путешествиях в северные страны. Решением стала перегонка вина, создававшая крепкий дистиллят, который голландцы называли "brandewij" (буквально – "горящее вино"), со временем трансформировавшееся в знакомое нам слово "бренди".
Переломный момент произошел в XVIII веке, когда местные виноделы усовершенствовали процесс, внедрив двукратную перегонку и последующую выдержку полученных спиртов в бочках из французского дуба. Именно тогда в городе Коньяк появились первые торговые дома, некоторые из которых — Martell и Hennessy — остаются лидерами индустрии и сегодня.
Драматичный поворот в истории напитка произошел из-за нашествия филлоксеры в 1870-х. Это насекомое-вредитель практически уничтожило виноградники региона, сократив их площадь почти в семь раз. Возрождение отрасли потребовало многолетних усилий и инновационного решения – прививки европейских лоз на американские корни, устойчивые к филлоксере.
В начале XX века государство взяло под защиту производство коньяка: сначала определили точные географические границы разрешенной зоны производства (1909), затем присвоили статус защищенного наименования (1936), а вскоре разделили территорию на шесть отдельных субрегионов со своими характеристиками (1938).
Примечательная особенность коньячной индустрии – ее экспортная направленность. Даже сейчас 98% всего производимого коньяка покидает пределы Франции, а в последние годы заметно растет популярность этого напитка на азиатских рынках.